Медиаблог /

Стартовый гайд по маркетплейсам

21 мая 2023

Стартовый гайд по маркетплейсам

Если нужно что-то купить, а в магазин идти лень — маркетплейсы становятся спасением. А как ситуация обстоит с продавцами: какие для них правила работы на площадках? В статье рассказываем, почему маркетплейсы стали популярны, что можно и нельзя продавать, как устроена рабоа на маркетплейсах, а также делаем краткий обзор самых популярных интернет-магазинов в России.

маркетплейс

Получите востребованную профессию бесплатно. Обучение от 1 до 4 месяцев

Принять участие

Популярность маркетплейсов

Маркетплейсы становятся все более популярными как среди потребителей, так и среди продавцов. Это связано с рядом преимуществ, которые они предлагают:

  • Большой выбор товаров: маркетплейсы обычно объединяют продавцов, что позволяет потребителям выбирать из широкого ассортимента товаров;
  • Демократичные цены: конкуренция между продавцами способствует снижению цен. Продавцы стараются предложить более выгодные цены, чтобы привлечь покупателей. Это в свою очередь выгодно потребителям;
  • Удобство покупки: маркетплейсы предлагают удобные способы оплаты и доставки товаров. Покупатели могут оформить заказ онлайн и получить товары удобным для них способом;
  • Доверие к бренду: некоторые маркетплейсы зарекомендовали себя на рынке и наладили отношения с клиентами. Потребители часто имеют больше доверия к известным платформам, чем к незнакомым интернет-магазинам.

Эти факторы способствуют увеличению популярности маркетплейсов. Рынок маркетплейсов продолжает расти и развиваться, привлекая все больше покупателей и продавцов.

Что можно продавать на маркетплейсах

На маркетплейсах можно продавать разнообразные товары и услуги. Некоторые из наиболее популярных категорий товаров на маркетплейсах:

  • Электроника и бытовая техника: смартфоны, ноутбуки, телевизоры, игровые приставки;
  • Мебель и предметы интерьера: столы, стулья, кровати, диваны, светильники;
  • Одежда и аксессуары: мужская и женская одежда, обувь, сумки, ювелирные изделия;
  • Косметика и парфюмерия: макияж, уход за кожей, шампуни, дезодоранты;
  • Домашние товары: кухонная утварь, бытовая химия, посуда, постельное белье;
  • Спортивные товары и аксессуары: спортивная экипировка, велосипеды, тренажеры, спортивные часы;
  • Книги, музыка, фильмы: книги, аудиокниги, музыкальные альбомы, фильмы, сериалы;
  • Инструменты и садовая техника: электроинструменты, садовые инструменты, газонокосилки;
  • Товары для детей: детская одежда, игрушки, коляски, автокресла.

Есть категории, которые нельзя продавать на маркетплейсах. Это запрещено нормативно-правовыми актами РФ, например, законом «О защите прав потребителей» и правилами продажи товаров дистанционным способом .

Список запрещенных товаров:

  • Алкогольные и спиртосодержащие напитки;
  • Лекарства;
  • Оружие и боеприпасы;
  • Пиротехника;
  • Медицинские изделия.
продажи на маркетплейсе
Источник: freepik.com

Кто продает товары на маркетплейсах

На маркетплейсах товары продает широкий круг продавцов. Это может быть как крупные розничные сети и бренды, так и малые и средние предприятия, а также индивидуальные продавцы. 

Основные типы продавцов:

Розничные компании: этот тип включает крупные розничные сети и бренды, которые имеют собственные магазины, но также используют маркетплейсы для привлечения новых клиентов и расширения бизнеса.

— Малые и средние предприятия: малые и средние компании, которые продают свои товары на маркетплейсах в качестве дополнительного канала продаж. Это может быть небольшой интернет-магазин, ремесленник или производитель товаров.

— Индивидуальные продавцы: отдельные люди, которые продают различные товары на маркетплейсах. Они могут быть как профессиональными продавцами, занимающимися бизнесом на полную ставку, так и независимыми лицами, которые продают товары из своих личных запасов, например, использованные товары или рукотворные изделия.

— Производители и поставщики: некоторые маркетплейсы позволяют производителям и поставщикам продавать свои товары напрямую на платформе. Это может включать производителей различных товаров или даже фермеров, продающих свежие продукты.

Как устроены хранение, логистика и доставка товаров

Маркетплейсы обычно не занимаются хранением товаров, логистикой или доставкой. Эти операции осуществляются самими продавцами. При этом маркетплейс может предоставлять инструменты и функционал для облегчения процесса доставки.

— Продажа со склада маркетплейса или FBO. Продавец упаковывает и маркирует товары, отгружает большую партию товара на склад маркетплейса. Покупатель оформляет заказ, и тогда сотрудники площадки сами собирают его и доставляют клиенту. Если товары задержатся на складе, продавец оплачивает хранение. Схема подойдет для товаров, которые хорошо продаются в больших количествах.

— Продажа со склада продавца или FBS. Товар хранится на складе продавца. После оформления заказа он сам собирает его, упаковывает и маркирует, отгружает на склад маркетплейса. Доставку со склада до покупателя осуществляет маркетплейс. Схема подходит для товаров, которые продаются небольшими партиями.

— Продажа и доставка со склада. Продавец делает все сам: хранение, сборка, упаковка, доставка покупателю. Подходит для дорогих и крупногабаритных товаров.

Конкретные условия хранения, логистики и доставки могут различаться в зависимости от маркетплейса и политики продавцов на этой платформе. Предпочтения и возможности каждого продавца также могут влиять на эти аспекты.

Топ маркетплейсов России

Wildberries

Это универсальный маркетплейс, его приоритетные категории: одежда, обувь, товары для дома.

Главная страница wildberries
Главная страница сайта

Что важно знать о Wildberries:

  • Комиссия для продавцов: 1–15% от продажи;
  • С кем работает: ИП, ООО, самозанятые;
  • Доставка покупателю: со склада маркетплейса, со склада продавца;
  • Документы для регистрации: ИНН;
  • Что нельзя продавать: услуги, товары, запрещенные законодательством РФ;
  • Плюсы: много покупателей, широкая сеть доставки, большие объемы продаж;
  • Минусы: большие комиссии с продажи, высокая конкуренция.

Ozon

Универсальная площадка, на ней нет уклона в одну категорию. Работает в России с 1998 года.

Главная страница ozon
Главная страница сайта

Что важно знать об Ozon:

  • Комиссия для продавцов: 2–15%;
  • С кем работает: ИП, ООО, самозанятые;
  • Доставка покупателю: FBO, FBS, доставка силами продавца;
  • Документы для регистрации: ИНН, ОГРН, ИНН, паспорт, ОГРН и устав;
  • Что нельзя продавать: услуги, товары, запрещённые к обороту через интернет законодательством РФ;
  • Плюсы: широкая сеть доставки и хранения, удобный личный кабинет, быстро работает служба поддержки;
  • Минусы: высокая конкуренция, ограничения при доставке по FBO — на складе не принимают стройматериалы, душевые кабины.

«Яндекс Маркет»

Маркетплейс быстро растет и набирает обороты. Самая популярная категория товаров — электроника.

Главная страница Яндекс Маркета
Главная страница сайта

Что важно знать о Яндекс Маркете:

  • Комиссия для продавцов: 1–15%;
  • С кем работает: ИП, ООО, самозанятые;
  • Доставка покупателю: со склада продавца, маркетплейса. Есть экспресс-доставка курьером; 
  • Документы для регистрации: ИНН;
  • Что нельзя продавать: услуги, товары, запрещенные к обороту через интернет законодательством РФ;
  • Плюсы: площадка быстро развивается, можно оформить экспресс-доставку;
  • Минусы: по сравнению, например, с Wildberries, объема продаж меньше.

«СберМегаМаркет»

Универсальный интернет-магазин. Был запущен в апреле 2021 года совместными силам Сбербанка и М.Видео.

Главная страница СберМегаМаркет
Главная страница сайта

Что важно знать о СберМегаМаркете:

  • Комиссия для продавцов: 2–22%;
  • С кем работает: ИП и ООО;
  • Доставка покупателю: со склада продавца, маркетплейса. Есть возможность забрать товар из пункта выдачи продавца;
  • Документы для регистрации: учредительные документы ИП и ООО;
  • Что нельзя продавать: услуги, товары, запрещенные к обороту через интернет законодательством РФ;
  • Плюсы: площадка быстро развивается, немного конкурентов;
  • Минусы: комиссии выше по сравнению, например, с Wildberries, а объемы продаж меньше.

Научиться работать на маркетплейсах вы сможете на бесплатных курсах от федерального проекта «Содействие занятости»

Вы научитесь продвигать свой товар, выстраивать ценовую политику, организовывать доставку и прогнозировать свою прибыль.

Вы научитесь работать с маркетплейсами, определять рентабельность товара и использовать инструменты аналитики для управления магазином и продвижения товара.

Обучение на всех курсах проходит в онлайн-формате на образовательной платформе Odin. Все учебные материалы, лекции и презентации доступны вам в любое время. Обучаться можно по гибкому графику: вечером или на выходных, даже с телефона.

После окончания программы вы получите документ установленного образца и возможность пройти оплачиваемую стажировку в компаниях-партнерах проекта. Сейчас «Содействие занятости» сотрудничает с крупными компаниями: Литрес, МТС, Яндекс, Кинопоиск, ВТБ, банк «Открытие», Теле2 и другими. 

Чтобы вам было легче и комфортнее найти работу после обучения, чувствовать поддержку и получать помощь и ответы на вопросы, обращайтесь в Центр карьеры. Вы научитесь создавать продающее резюме, оформлять портфолио, писать сопроводительные письма.

Для наших выпускников Центр карьеры проводит консультации, на которых наши HR-специалисты профессионально помогут: понять, на какую зарплату вы можете претендовать, подготовят статистику по вашей позиции, составить план поиска работы, правильно коммуницировать с работодателем на всех этапах работы.

Как только закончите обучение, вы получите доступ в закрытый канал с 4500+ вакансиями от проверенных работодателей России. Мы связываемся с работодателями по всей России и ищем для вас актуальные вакансии «с опытом» и «без», чтобы вы могли найти работу мечты после обучения. Каждый день канал добавляется больше 10 свежих вакансий.

По окончании обучения выдается удостоверение о повышении квалификации, которое является бланком строгой отчетности и дает право вести профессиональную деятельность по специальности. Также по запросу вы можете получить электронный сертификат ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет».

Записывайтесь на бесплатное обучение уже сейчас и повысьте свою квалификацию.

Читайте также

Инструкция: как стать специалистом по работе на маркетплейсах и зарабатывать от 60 тысяч рублей

Что такое маркетинг и какие у него задачи

маркетолог

Профессия Маркетолог

Хотите стать амбассадором?

Заполните форму, отправьте заявку, и мы свяжемся с вами для обсуждения сотрудничества.

*
*
*
*